Закрыть ... [X]

Мастер класс классный час в начальной школе

Страница 9 из 14

 

 

Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка" или «Имею право на права»

 

Цели:

  • обобщить знания детей об основных правах ребенка, научить применять их в жизни;
  • раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  • воспи­тывать уважение к правам других людей;
  • способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции.

Задача: в игровой форме раскрыть понятие право, уметь применять различные статьи Конвенции о правах ребенка в конкретной ситуации.

Цитаты:

 

«Право – это все то, что истинно и справедливо»

В. Гюго

«Обязанность без права есть рабство; право без обязанности – анархия»

Г. Ламменне

 

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

Классный руководитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?!» - эти слова, к сожалению, часто произносятся в разных ситуациях.

Давайте обсудим:

  • Что такое право, права ребенка?

 

Классный руководитель: Права ребенка - совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности. Ребенок является самостоятельным субъектом права.

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).

Какие документы регламентируют права ребенка? Когда и почему они были приняты?( все права детей все­го мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка»., Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.) Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

В Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что каждое человеческое существо является ребенком до достижения им 18-летнего возраста (статья 1)

     Какие же права есть у всех детей мира?

     (Учитель показывает на доску, на которой записаны права детей, чи­тает записи).

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право свободно выражать свои взгляды
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого дос­тоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обра­щению, насилию и оскорблениям)
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека Приведите примеры нарушения прав детей из литературных произведениях. На доске записаны названия сказок: «Дюймовочка», «Гарри Поттер», «Три поросенка», «Золотой ключик», «Мороз Иванович», «Золушка», «Красная шапочка». Дети отвечают, называя сказку.

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?
5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
В какой сказке и кто нарушал права и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

Классный руководитель. Остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Выберите правильный ответ.

Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на бесплатное образование)

Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.

Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством.

Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность.

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино принадлежащего ему имущества.

Ролевая игра «Юридическая консультация»

Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на дос­ку, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Кон­венции "О правах ребенка"...»

     Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

-   Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является ка­ждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

     М а у г л и. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и об­ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорбле­ниям.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих спо­собностей.

       Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в ус­ловиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

       Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име­ет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име­ет право на уважение его достоинства.

     Классный руководитель: Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают­ся права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность? (Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения)

Обязанности. Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Сценка 1

Настя: Лиза, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Лиза: Настя, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Лизе, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Лизы есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права дру­гих людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Учитель: Руслан, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Руслан: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Сценка 2

Классный руководитель. Артем, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики! Ведь дети ее только что помыли!

   Артем. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Классный руководитель. Кто разъяснит Артему его пра­ва и обязанности?

   Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 3

Классный руководитель. Денис, ты почему на физике бегал по классу?

Денис. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Денис?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бе­гал и нарушал их права.

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

Работа в группах

Условия: работа в группах.

Задание: Дополнить фразу так, чтобы каждому праву соответствовала обязанность.

Подсказка: Обязанности всегда предельно конкретны, тогда они понятны и выполнимы.

Фразы:

  • Дети имеют право на то, чтобы их серьезно воспринимали и обязанность…(слушать других).
  • Дети имеют право на хорошую медицинскую заботу и обязанность…(самим хорошо заботиться о себе)
  • Дети имеют право на хорошее образование и обязанность…(учиться и уважать своих учителей)
  • Дети имеют право делать ошибки и обязанность…(делать выводы из них, признавать их)
  • Дети имеют право хорошо питаться и обязанность…(не быть привередливыми в еде)
  • Дети имеют право на чистую окружающую среду и обязанность…(не загрязнять ее)
  • Дети имеют право жить с родителями …(заботиться о родителях)

 

Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

 

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

 

Кроссворд

  1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относится к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
  2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.
  3. качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
  4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
  5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются …».

 

 

 

1

п

о

р

я

д

о

ч

н

о

с

т

ь

 

2

с

п

р

а

в

е

д

л

и

в

о

с

т

ь

 

 

3

р

а

з

у

м

н

о

с

т

ь

 

 

 

 

 

 

4

в

о

с

п

и

т

а

н

н

о

с

т

ь

 

 

5

о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

 

 

 

 

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых и сыграть в игру « Круг радости»

( говорят пожелания друг другу, можно не вставать, а передавать, кто как сидит, «по цепочке»)

А я хочу вам всем пожелать еще побольше друзей!

Я не завидую чужому счастью
И, как умею, берегу своё.
И если у друзей в душе - ненастье,
То это горе, также, и моё!
Друзьям не расставляю я капканы,
Не закрываю сердце на засов
И не ищу в поступках их изъяны.
Друзей люблю без всяких громких слов.

 

И помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей. Каждое право порождает обязанность.

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека


Источник: http://school20.goroo-orsha.by/index.php?catid=36%3A2011-03-02-20-16-22&id=1724%3A2013-03-31-13-24-37&limitstart=8&option=com_content&view=article



Рекомендуем посмотреть ещё:



Классный час "Теперь мы второклассники!" - Классный час в начальной школе Нарисованный автобус карандашом поэтапно

Мастер класс классный час в начальной школе Мастер класс классный час в начальной школе Мастер класс классный час в начальной школе Мастер класс классный час в начальной школе Мастер класс классный час в начальной школе Мастер класс классный час в начальной школе Мастер класс классный час в начальной школе Мастер класс классный час в начальной школе Мастер класс классный час в начальной школе

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ